Великая Китайская Стена
Здесь, в окрестностях Пекина, синее небо над Великой китайской стеной. Существует несколько доступных для туристов участков Стены, расположенных в непосредственной близости от столицы. Не самый туристический участок Симатаи состоит из двадцати четырёх растасканных крестьянами на кирпичи секций общей продолжительностью чуть более десяти километров. Часть башен, в начале и в конце пути, восстановлены. Грубо говоря, отстроены заново. Предприимчивые местные жители за порой несоразмерную оказанной услуге плату могут показать короткую дорогу в обход большинства участков, пролегающую по аутентичным деревенским закоулкам. Четыре часа ходьбы вверх-вниз по полуразрушенным ступеням отнимают столько же сил, сколько приносят удовольствия от созерцания одного из величайших и бессмысленных человеческих проектов
Бытует мнение, что Великая китайская стена -- единственный рукотворный объект видимый из космоса. Однако, кроме банальных математических выкладок, основанных на угловых размерах и восприимчивости человеческого глаза, существует экспериментальное подтверждение обратному. Первый китайский космонавт в одном из сообщений Земле передал, что ничегошеньки с орбиты не видно. Вне зависимости от этого факта, петляющая по крутым горам конструкция поражает своими масштабами и безусловно стоит потраченного дня, забитой под завязку карты памяти фотоаппарата и стёртых ног.
Первыми, что космонавт Н.А. Армстронг увидел на блестящем Земном шаре с борта космического корабля "Аполлон-11", были Великая Китайская стена и дамба, сооруженная у берегов Голландии.
Великая Китайская стена является самым величественным древнекитайским военно-оборонительным сооружением и одним из подлинных чудес в мировой истории архитектуры.
Строительство Великой стены датируется периодами Весны и Осени и Борющихся царств, оно продолжалось более 200 лет вплоть до конца династии Мин. Великая стена тянется с востока на запад на севере страны и проходит через отвесные горы, степи и пустыни.
Великая стена известна на весь мир своей величественностью, невероятными масштабами и продолжительностью строительства, она по праву считается седьмым чудом света.
В периоды Весны и Осени и Борющихся царств в бассейне Хуанхэ одновременно появилось семь княжеств. Чтобы укрепить свою оборону, княжество Чу возвело городскую стену, за ним последовали и другие княжества. Княжества Янь, Чжао и Цинь, соседствовавшие в гуннами и часто подвергавшиеся нападению с их стороны, с севера построили свои участки стены и расквартировали там войска.
В 221 году до нашей эры первый император Цинь Шихуан объединил 6 княжеств и создал первую на территории Китая единую империю с централизованной властью. Для защиты своей территории от гуннов при Циньской империи были соединены пограничные стены бывших разрозненных государств в одну и таким образом сооружена 5000-километровая стена от Ляодуна на востоке до Линьтао на западе. Это и была первая китайская стена на севере страны. До и после этого более 20 царств возводили свои участки стены, причем стены Ханьской и Минской эпох тоже превысили 5000 км.
Эпоха Хань удлинила циньскую стену до Синьцзяна через коридор Хэси. Эта стена не только обеспечила бесперебойное движение товаров по Шелковому пути, но и сыграла большую роль в развитии коммерческих связей и культурното обмена между европейскими и азиатскими странами. К сожалению, большая часть стены Ханьской эпохи не смогла противостоять природной силе ветра и песка и эпохе феодальных бурь и усобиц.
На протяжении более 200 лет существования династии Мин не прекращалось строительство стены, техника ее возведения достигла высокого уровня, особенно если учесть, что строительство велось на крутых горных склонах, в глубоких ущельях и диких пустынях. Стена, которую ныне мы видим, в основном и была сооружена в эпоху Мин.
Великая стена, тянущаяся более чем на 5000 км., соединила воедино крепости, заставы, горные проходы и сигнальные вышки, которые ставились на определенном расстоянии на самой стене внутри или вне нее. Сигнальные вышки на вершине горы служили главным образом для передачи военных сигналов, при обнаружении следов противника в нем сигнал передавался сжиганием дымовых шащек. Ночью зажигался огонь, таким образом система передачи образовывала целостную цепочку связи. Вышки над стеной имели 2—3 этажа, здесь же жили воины и хранились оружие и боеприпасы, эти вышки сыграли важную роль в военной обороне, их изобретателем был знаменитый минский генерал Ци Цзигуан.
Великая стена пережила расцвет и упадок феодального общества, строительство ее продолжалось более 2700 лет. Ныне руины стены встречаются в 16 провинциях, городах и автономных районах на Северо-Востоке, Северо-Западе страны, в бассейне Хуанхэ и в Северном Китае. Общая протяженность возведенных во все эпохи участков стены превысила 50 тысяч км. Шириной в метр и высотой в 5 метров, это уникальнейшее сооружение мира, сооруженное из кирпича и черепицы, могло бы 10 раз обогнуть Землю.
Великая стена — памятник истории, где пишутся политика, экономика, военное дело и культура всех династий, подвиги генералов и воинов, талантливых и умных мастеров. Согласно преданию, в эпоху Цинь муж только что вышедшей замуж Мэн Цзяннюй был послан на строительство стены. Прошли долгих 3 года ожидания, а он так и не вернулся домой. Чтобы принести мужу зимнюю одежду, Мэн Цзяннюй, преодолев дальний путь, дошла до заставы Шаньхайгуань. Узнав, что муж ее умер от непосильного труда и похоронен под стеной, она горько зарыдала, и в это время внезапно обвалился 400-километровый участок стены, обнажив труп мужа. Так народная молва воздала должное тяжелой принудительной работе простого люда.
Сегодня Великая стена известна на всю страну и на весь мир. Ее непременно посещает каждый гость Китая. Большая ценность Великой стены в истории, культуре, искусстве и архитектуре помогает туристам глубже познать Китай.
В окрестностях Пекина расположены несколько участков Великой стены. Самые известные из них: Бадалин (Badaling), находящийся примерно в 60 км к северо-западу от Пекина, Мутянью (Mutianyu) - в 90 км к северу от города и Симатай (Simatai) - в 110 км к северу-востоку. Большинство туристов, естественно, посещают самый близкий к Пекину участок - Бадалин, куда проложена отличная скоростная дорога. Этот участок, общая длина которого составляет примерно 50 км, находится в горном районе Цзюньдушань к северу от города. Само название "Бадалин" можно перевести как "Хребет, за которым лежит множество дорог". Когда-то здесь по ущелью, образованному рекой Вэньюйхэ, проходила главная дорога из Пекина в Монголию. Возникновение заставы, защищающей эту дорогу, относят к III веку. (Кстати, общая протяженность ущелья около 20 км, и когда-то его пересекало четыре ряда стен.) Существующая крепость Бадалин, находящаяся в северной части ущелья, была построена в 1505 году.
Надо сказать, что Бадалин самый благоустроенный, если можно так выразиться, участок Великой китайской стены. Реконструкция этого участка была проведена еще в 1957 году. Кстати, находясь на стене создается впечатление, что во время этой реконструкции стена здесь была просто построена заново (на старом основании, конечно). Высота стены около крепости около 8 м, ширина в верхней части - 5,5 м. Однако, чем выше в горы, тем стена становится и ниже, и уже. Как бы там ни было, впечатление от Великой стены - огромное.
Китайцы говорят: "Тот не может считаться настоящим человеком, кто не взбирался на Стену" (имеется в виду, естественно, Великая китайская стена). Возможно поэтому, вереницы туристов стремятся подняться как можно выше по стене, идущей к вершине горы. (При этом, противоположный от крепости участок стены значительно менее крутой, туристов почему-то не привлекает.) Стена поднимается в гору довольно круто: на отдельных участках она представляет собой лестницу с очень крутыми ступенями, по которым приходится взбираться, держась за ступеньки руками. Поэтому, большинство туристов, естественно, быстро бросает это занятие. Тех же, кто сумел добраться до самой верхней башни, ждет сюрприз... Точнее два сюрприза: первый - оказывается, что эта башня действительно последняя и дальше дороги нет (основная стена огибает вершину горы по боковому ответвлению, на которое взбирающиеся туристы просто не обращают внимания), а второй - это китайские торговцы, поджидающие здесь туристов и наперебой предлагающие сувениры и майки с символикой Великой Китайской стены. Автор этих строк тоже не удержался и купил там за 30 юаней медаль с надписью "I have climbed The Great wall". (Надо отметить, что это, наверно, единственный сувенир, который не продавался в ларьках у подножья стены. Кстати, майки с аналогичной надписью можно было купить внизу в два раза дешевле.)